Центр поддержки фермеров Мурманской области

Общая информация

Антикоррупционная политика

УТВЕРЖДЕНО:

приказом от 15.12.2021 № 18

Антикоррупционная политика автономной некоммерческой
организации «Центр компетенций в сфере сельскохозяйственной кооперации и поддержки фермеров Мурманской области»

1. Общие положения

Настоящая Антикоррупционная политика разработана в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 25.12.2008
№ 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и в целях формирования единого подхода к обеспечению работы по профилактике и противодействию коррупции в автономной некоммерческой организации «Центр компетенций в сфере сельскохозяйственной кооперации и поддержки фермеров Мурманской области» (далее – АНО, Центр компетенций, Организация).

Антикоррупционная политика автономной некоммерческой организации «Центр компетенций в сфере сельскохозяйственной кооперации и поддержки фермеров Мурманской области» (далее – Антикоррупционная политика) представляет собой комплекс взаимосвязанных принципов, процедур и мероприятий, направленных на профилактику и пресечение коррупционных правонарушений в деятельности АНО.

Антикоррупционная политика определяет цели, задачи и основные принципы противодействия коррупции и меры предупреждения коррупционных правонарушений.

2. Основные термины и определения, используемые в настоящей Антикоррупционной политике

Коррупция – злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами. Коррупцией также является совершение перечисленных деяний от имени или в интересах юридического лица.

Противодействие коррупции – деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий:

а) по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции);

б) по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией);

в) по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.

Организация – юридическое лицо независимо от формы собственности, организационно-правовой формы и отраслевой принадлежности.

Предупреждение коррупции – деятельность Организации, ее должностных лиц и работников, направленная на формирование корпоративной культуры, создание организационной структуры, установление правил и процедур, обеспечивающих недопущение коррупционных правонарушений.

Коррупционное правонарушение – противоправное виновное деяние (действие или бездействие), обладающее признаками коррупции, за которое законодательством установлена дисциплинарная, уголовная, гражданско-правовая или административная ответственность.

Коррупционный фактор – явление или совокупность явлений, порождающих коррупционные правонарушения или способствующие их распространению.

Контрагент – любое российское или иностранное юридическое или физическое лицо, с которым Организация вступает в договорные отношения, за исключением трудовых отношений.

Взятка – получение должностным лицом, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации лично или через посредника денег, ценных бумаг, иного имущества либо в виде незаконных оказания ему услуг имущественного характера, предоставления иных имущественных прав за совершение действий (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица либо если оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе.

Коммерческий подкуп – незаконные передача лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, денег, ценных бумаг, иного имущества, оказание ему услуг имущественного характера, предоставление иных имущественных прав за совершение действий (бездействие) в интересах дающего в связи с занимаемым этим лицом служебным положением (часть 1 статьи 204 Уголовного кодекса Российской Федерации).

Конфликт интересов – ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий).

Личная заинтересованность сотрудника – возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) должностным лицом/работником Организации и (или) состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами (родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями, детьми супругов и супругами детей), гражданами или организациями, с которыми должностное лицо/работник Организации и (или) лица, состоящие с ним в близком родстве или свойстве, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями.

3. Цели и принципы Антикоррупционной политики

3.1. Основными целями Антикоррупционной политики являются:

- минимизация риска вовлечения руководства Центра компетенций, работников, независимо от занимаемой должности, в коррупционные правонарушения;

- формирование у работников единообразного понимания Антикоррупционной политики о непринятии коррупции в любых формах и проявлениях;

- установление обязанности должностных лиц, работников знать и соблюдать принципы и требования Антикоррупционной политики, ключевые нормы применимого антикоррупционного законодательства, а также мероприятия по предотвращению коррупции.

3.2. Антикоррупционная политика Центра компетенций основана на следующих принципах:

3.2.1. Принцип непринятия коррупции в любых формах и проявлениях.

3.2.2. Принцип соответствия Антикоррупционной политики Центра компетенций действующему законодательству и общепринятым нормам.

Антикоррупционная политика соответствует Конституции Российской Федерации, заключенным Российской Федерацией международным договорам, законодательству и иным нормативным правовым актам Российской Федерации и Мурманской области, применимым к АНО.

3.2.3. Принцип личного примера руководства.

Ключевая роль руководства АНО заключается в формировании культуры нетерпимости к коррупции и в создании внутриорганизационной системы предупреждения и противодействия коррупции.

3.2.4. Принцип информированности и вовлеченности работников АНО.

Работники АНО регулярно информируются о положениях антикоррупционного законодательства и активно участвуют в формировании и реализации антикоррупционных стандартов и процедур.

3.2.5. Принцип соразмерности антикоррупционных процедур риску коррупции.

В АНО разрабатываются и выполняются мероприятия, позволяющие снизить вероятность вовлечения Центра компетенций, его должностных лиц, работников в коррупционную деятельность. Разработка мероприятий осуществляется с учетом существующих в АНО коррупционных рисков.

3.2.6. Принцип эффективности антикоррупционных процедур.

В Центре компетенций применяют такие антикоррупционные мероприятия, которые обеспечивают простоту реализации и приносят значимый результат.

3.2.7. Принцип ответственности и неотвратимости наказания.

Неотвратимость наказания для работников Центра компетенций вне зависимости от занимаемой должности, стажа работы и иных условий в случае совершения ими коррупционных правонарушений, а также персональная ответственность руководства АНО за реализацию внутриорганизационной Антикоррупционной политики.

3.2.8. Принцип постоянного контроля и регулярного мониторинга.

В Центре компетенций регулярно осуществляется мониторинг эффективности внедренных антикоррупционных стандартов и процедур, а также контроль их исполнения.

4. Область применения Антикоррупционной политики

Основным кругом лиц, попадающих под действие Антикоррупционной политики, являются работники АНО, вне зависимости от занимаемой должности и выполняемых функций. Антикоррупционная политика распространяется также на лиц, выполняющих для АНО работы или предоставляющие услуги на основе гражданско-правовых договоров.

Антикоррупционные условия и обязательства могут закрепляться в договорах, заключаемых Центром компетенций с контрагентами.

5. Закрепление обязанностей работников Центра компетенций, связанных с предупреждением и противодействием коррупции

5.1. Работники Центра компетенций в связи с исполнением своих трудовых обязанностей должны:

- воздерживаться от совершения и (или) участия в совершении коррупционных правонарушений в интересах или от имени АНО;

- воздерживаться от поведения, которое может быть истолковано окружающими как намерение и (или) готовность совершить и (или) участвовать в совершении коррупционного правонарушения;

- незамедлительно информировать лицо, ответственное за реализацию антикоррупционной политики в АНО:

а) о случаях склонения работника к совершению коррупционных правонарушений;

б) о ставшей известной работнику информации о случаях совершения коррупционных правонарушений другими работниками, контрагентами АНО или иными лицами;

- сообщать лицу, ответственному за реализацию антикоррупционной политики в АНО, о возможности возникновения у работника конфликта интересов либо о возникшем конфликте интересов.

5.2. Исходя из положений статьи 57 ТК РФ, в трудовой договор, заключаемый с работником при приеме его на работу в Центр компетенций, по соглашению сторон могут включаться права и обязанности работника и работодателя, установленные Антикоррупционной политикой.

5.3. Директор АНО должен формировать этический стандарт непримиримого отношения работников к любым формам и проявлениям коррупции на всех уровнях, подавая пример своим поведением.

6. Внутренний контроль и аудит

Система внутреннего контроля должна способствовать профилактике и выявлению коррупционных правонарушений в деятельности АНО. При этом наибольший интерес представляет реализация таких задач системы внутреннего контроля и аудита, как обеспечение надежности и достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности Организации и обеспечение соответствия деятельности АНО требованиям нормативных правовых актов и локальных нормативных актов Организации. Для этого система внутреннего контроля и аудита должна учитывать требования Антикоррупционной политики, реализуемой Организацией, в том числе:

- проверки соблюдения различных организационных процедур и правил деятельности, которые значимы с точки зрения работы по профилактике и предупреждению коррупции;

- контроля документирования операций хозяйственной деятельности организации;

- проверки экономической обоснованности осуществляемых операций в сферах коррупционного риска.

7. Перечень реализуемых в Организации антикоррупционных мероприятий, стандартов и процедур, порядок их выполнения

Реализация антикоррупционных мероприятий в АНО осуществляется на основе ежегодно разрабатываемых Планов мероприятий по противодействию коррупции, которые могут включать в себя следующие направления деятельности:

Направление

Мероприятие

Нормативное обеспечение, закрепление стандартов поведения и декларация намерений

Разработка и принятие кодекса этики и служебного поведения работников

Разработка и внедрение положения о предотвращении и урегулировании конфликта интересов, декларации о конфликте интересов

Введение антикоррупционных положений в трудовые договоры работников

Разработка и введение специальных антикоррупционных процедур

Введение процедуры информирования АНО работниками, должностными лицами о возникновении конфликта интересов и порядка урегулирования выявленного конфликта интересов

Введение процедуры рассмотрения сообщений работников и иных сигналов об известных или предполагаемых коррупционных правонарушениях и (или) иных нарушениях Антикоррупционной политики, допущенных работниками/контрагентами и иными лицами, взаимодействующими с АНО, включая создание доступных каналов передачи обозначенной информации (организация «горячей линии»), а также процедуры проведения внутренних проверок, информирования руководства АНО о результатах таких проверок и принятия по результатам таких проверок мер, направленных на усовершенствование предупреждения и противодействия коррупции в АНО

Обучение и информирование работников

Организация индивидуального консультирования работников по вопросам применения (соблюдения) антикоррупционных стандартов и процедур

Проведение обучающих мероприятий по вопросам профилактики и противодействия коррупции

Оценка результатов проводимой антикоррупционной работы

Подготовка и распространение отчетных материалов о проводимой работе и достигнутых результатах в сфере противодействия коррупции

8. Отказ от ответных мер и санкций

АНО заявляет о том, что ни один работник не будет подвергнут санкциям (в том числе уволен, понижен в должности, лишен стимулирующих выплат), если он сообщил о предполагаемых и (или) известных ему действиях (бездействии) любых работников АНО или иных лиц, взаимодействующих с АНО, которые противоречат законодательству о противодействии коррупции или положениям Антикоррупционной политики, включая, помимо прочего, случаи, когда такой работник отказался дать или получить взятку, совершить коммерческий подкуп или оказать посредничество во взяточничестве.

9. Рассмотрение информации о фактах коррупционных правонарушений и иных нарушениях Антикоррупционной политики

Лицо, отвечающее за профилактику коррупции в АНО, обеспечивает рассмотрение и тщательную проверку информации об имеющихся или предполагаемых фактах коррупционных правонарушений или иных нарушений положений Антикоррупционной политики, которую АНО получает по любым каналам связи, включая доводимую до сведения лица, отвечающего за профилактику коррупции в АНО, информацию, полученную в результате проведения внутреннего контроля или внешнего аудита АНО.

АНО внедряет необходимые процедуры, принимает соответствующие локальные нормативные акты, наделяет лиц, проводящих проверки, всеми необходимыми полномочиями и ресурсами для проведения указанных проверок.

В соответствии с правилами и процедурами, определяемыми АНО, результаты таких проверок доводятся до сведения и рассмотрения руководства АНО, и по итогам рассмотрения таких результатов принимаются решения, обеспечивающие выполнение требований Антикоррупционной политики (включая, например, решения об усовершенствовании мер профилактики и противодействия коррупции в АНО, о применении мер дисциплинарной ответственности к лицам, совершившим коррупционные правонарушения).

10. Проведение антикоррупционного анализа

АНО обеспечивает проведение антикоррупционного анализа проектов локальных нормативных актов в целях исключения рисков возникновения предпосылок для коррупционных правонарушений.

11. Оценка коррупционных рисков

Целью оценки коррупционных рисков является определение конкретных экономических процессов и хозяйственных операций в деятельности АНО, при реализации которых наиболее высока вероятность совершения работниками коррупционных правонарушений в целях получения личной выгоды.

Оценка коррупционных рисков является важнейшим элементом Антикоррупционной политики. Она позволяет обеспечить соответствие реализуемых антикоррупционных мероприятий специфике деятельности АНО и рационально использовать ресурсы, направляемые на проведение работы по профилактике коррупции.

Оценка коррупционных рисков проводится на регулярной основе.

12. Консультирование и обучение работников АНО

При организации обучения работников АНО по вопросам профилактики и противодействия коррупции необходимо учитывать цели и задачи обучения.

Цели и задачи обучения определяют тематику и форму занятий. Обучение может проводиться по следующим тематикам:

- ответственность за совершение коррупционных правонарушений;

- ознакомление с требованиями законодательства и внутренними документами АНО по вопросам предупреждения и противодействия коррупции и порядком их применения в деятельности АНО;

- выявление и разрешение конфликта интересов при выполнении трудовых обязанностей;

- взаимодействие с правоохранительными органами по вопросам профилактики и противодействия коррупции.

Консультирование по вопросам профилактики и противодействия коррупции осуществляется в индивидуальном порядке.

13. «Горячая линия» по вопросам противодействия коррупции

В целях поддержания доверия к АНО, а также профилактики и противодействия коррупции, в АНО организовано проведение (не реже 1 раза в квартал) «горячей линии» по вопросам противодействия коррупции (далее – «горячая линия»).

Обратившись по «горячей линии», работник АНО, контрагент или любое другое лицо может в удобной для него форме, в том числе на условиях анонимности, сообщить о ставших ему известными фактах коррупционных правонарушений, конфликта интересов, нарушений положений Антикоррупционной политики, а также о своей обеспокоенности или сомнениях в соответствии своих действий, либо действий (бездействия) других работников, должностных лиц, представителей, контрагентов или иных лиц, которые взаимодействуют с АНО, принципам и требованиям Антикоррупционной политики.

Информация о проведении «горячей линии» размещается на официальном сайте АНО в сети Интернет.

14. Взаимодействие с государственными служащими, муниципальными служащими и иными должностными лицами

14.1. Работники АНО должны воздерживаться от любых предложений, принятие которых может поставить государственного служащего, муниципального служащего, иное должностное лицо в ситуацию конфликта интересов.

14.2. АНО принимаются меры, направленные на недопущение привлечения ее к административной ответственности по основаниям, предусмотренным ст. 19.28 КоАП РФ, в том числе, помимо прочего, установлен запрет на:

- передачу, предложение или обещание от имени и (или) в интересах АНО государственному служащему, муниципальному служащему, должностному лицу, лицу, выполняющему управленческие функции, денег, ценных бумаг, иного имущества, оказание ему услуг имущественного характера, предоставление имущественных прав за совершение в интересах данного служащего действия (бездействия), связанного с занимаемым им служебным положением;

- предложение, передачу и попытки передачи должностным лицам, осуществляющим государственный контроль (надзор), подарков, дарение которых запрещено применимым законодательством.

14.3. В АНО установлен порядок сообщения в правоохранительные органы о фактах нарушений требований к служебному поведению государственных служащих при осуществлении контрольно-надзорных мероприятий в отношении АНО.

15. Сотрудничество с правоохранительными органами в сфере противодействия коррупции

15.1. Сотрудничество с правоохранительными органами является важным показателем приверженности АНО декларируемым антикоррупционным стандартам поведения.

15.2. Сотрудничество с правоохранительными органами осуществляется в форме:

- оказания содействия уполномоченным представителям правоохранительных органов при проведении ими инспекционных проверок деятельности АНО по вопросам предупреждения и противодействия коррупции;

- оказания содействия уполномоченным представителям правоохранительных органов при проведении мероприятий по пресечению или расследованию коррупционных преступлений, включая оперативно-розыскные мероприятия.

16. Внесение изменений

Организация на регулярной основе осуществляет пересмотр своей политики и процедур в антикоррупционной сфере.

При выявлении недостаточно эффективных положений Антикоррупционной политики или связанных с ней антикоррупционных процедур Организации, либо при изменении требований применимого законодательства Российской Федерации, руководство АНО организует выработку и реализацию плана действий по пересмотру и изменению Антикоррупционной политики и (или) антикоррупционных процедур.

17. Ответственные за реализацию Антикоррупционной политики

17.1. Ответственным за реализацию Антикоррупционной политики является директор АНО.

Ответственный за реализацию Антикоррупционной политики обязан обеспечить выполнение требований действующего законодательства о противодействии коррупции и локальных нормативных актов АНО, направленных на реализацию мер по предупреждению коррупции.

17.2. Ответственным за реализацию мер по предупреждению коррупции в АНО является ведущий специалист, ответственный за профилактику коррупционных правонарушений, который:

- организует работу по профилактике и противодействию коррупции в АНО в соответствии с Антикоррупционной политикой;

- организует разработку проектов локальных нормативных актов, направленных на реализацию перечня антикоррупционных мероприятий, определенных Антикоррупционной политикой, и предоставляет их на утверждение директору АНО.

17.3. АНО принимает необходимые локальные нормативные акты и реализует необходимые административные, технические и иные меры по обеспечению независимой деятельности лица, отвечающего за профилактику и противодействие коррупции в АНО.

18. Ответственность работников АНО за несоблюдение требований Антикоррупционной политики

18.1. АНО требует соблюдения должностными лицами/работниками требований Антикоррупционной политики, информируя их о ключевых принципах, требованиях и санкциях за коррупционные нарушения.

Каждый работник АНО при заключении трудового договора должен быть ознакомлен под роспись с Антикоррупционной политикой и локальными нормативными актами, касающимися предупреждения и противодействия коррупции, изданными в АНО.

18.2. Работники АНО независимо от занимаемой должности несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации, за несоблюдение принципов и требований Антикоррупционной политики, а также за действия (бездействие), нарушающие эти принципы и требования.

18.3. К мерам ответственности за коррупционные правонарушения в АНО относятся меры уголовной, административной, дисциплинарной, гражданско-правовой и материальной ответственности в соответствии с действующим законодательством.

19. Заключительные положения

19.1. АНО доводит Антикоррупционную политику до сведения своих работников под роспись, размещает ее на официальном сайте АНО в сети Интернет, открыто заявляет о непринятии коррупции, приветствует и поощряет соблюдение принципов и требований Антикоррупционной политики всеми работниками АНО и иными лицами.

АНО содействует повышению уровня антикоррупционной культуры путем информирования и систематического обучения работников в целях поддержания их осведомленности в вопросах антикоррупционной политики.

19.2. АНО осуществляет мониторинг внедренных процедур по предотвращению коррупции, контролирует их соблюдение, а при необходимости пересматривает и совершенствует их.